- Преподобные старцы Оптинские
- Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841)
- Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788—1860)
- Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782—1862)
- Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865)
- Иеросхимонах Иларион (Пономарёв) (1805—1873)
- Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891)
- Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810—1894)
- Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894)
- Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911)
- Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913)
- Иеросхимонах Анатолий II (Потапов) (1855—1922)
- Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) (1853—1928)
- Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931)
- Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865—1938)
- Кто такие Оптинские старцы?
- Оптина пустынь: что это?
- Подлинная история Оптиной Пустыни
- Оптинский старец и Архимандрит Моисей
- Старцы оптинского монастыря
- Оптина – Миф из Ярославского собора
- про оптинских старцев
- Святые оптинские старцы
- История монастыря старцев
- Первые оптинские старцы
- молитва Оптинских Старцев:
- Кто такой Оптинский старец?
- Преподобный Макарий
- Отец Амвросий
- Чудеса целительства
- Общественная деятельность
- Оптинский старец Иосиф преподобный
- Старец Варсонофий Оптинский
- Старец Оптинский Анатолий
- Нектарий Оптинский
- Старец Никон
- Молитва Оптинских старцев полная
- Душеполезные поучения Преподобных Оптинских Старцев
- Открыть поучения оптинских старцев
- Иеросхимонах Лев (Наголкин)
- Иеросхимонах Макарий (Иванов)
- Схиархимандрит Моисей (Путилов)
- Схиигумен Антоний (Путилов)
- Иеросхимонах Иларион (Пономарев)
- Иеросхимонах Амвросий (Гренков)
- Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов)
- Схиархимандрит Исаакий (Антимонов)
- Иеросхимонах Иосиф (Литовкин)
- Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков)
- Иеросхимонах Анатолий (Потапов)
- Иеросхимонах Нектарий Оптинский
- Иеромонах Никон (Беляев)
- Архимандрит Исаакий II (Бобраков)
Преподобные старцы Оптинские
24 октября Русская Церковь чтит память преподобных Оптинских старцев. Предлагаем вам вспомнить каждого из них.
Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841)
Иеросхимонах Лев (Наголкин)
Первый основатель и вдохновитель оптинского старчества. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа.
Старчество преподобного Льва продолжалось двенадцать лет и принесло великую духовную пользу.
Чудеса, совершаемые преподобным, были бесчисленны: толпы обездоленных стекались к нему, окружали его, и всем им как мог помогал преподобный.
Иеромонах Леонид (будущий наместник Троице-Сергиевой лавры) писал, что простой люд говорил ему о старце: «Да он для нас, бедных, неразумных, пуще отца родного. Мы без него, почитай, сироты круглые».
Преподобный Лев часто говорил людям о пользе уступчивости: «Где смирение, там неподалеку и спасение».
Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788—1860)
Прп. Макарий Оптинский
Иеросхимонах Макарий старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нес великий и святой подвиг старческого окормления.
С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России.
Под его духовным руководством находилась не только Оптина пустынь, но и многие другие монастыри, а письма к монашествующим и мирянам, изданные обителью, стали бесценным руководством для каждого христианина в духовной жизни.
Даровал Господь преподобному Макарию и дар духовного рассуждения. Каждому приходящему к нему на откровение своей совести он подавал врачевство, приличное немощи.
Его смиренное слово было и словом действенным, словом со властию, ибо оно заставляло повиноваться и верить неверующего. Смирение проявлялось во внешности преподобного, в виде его одежды, в каждом движении.
Лицо его было светло от постоянной Иисусовой молитвы, творимой им, оно сияло духовной радостью и любовью к ближнему.
«Наш путь такой, что хотим или не хотим, а скорбь должна быть, попущением Божиим, к искусу нашему и обучению терпения», – говорил преподобный Макарий.
Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782—1862)
Прп. Моисей (Путилов)
Преподобный Моисей явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью.
Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители.
Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея.
Преподобный Моисей все свои силы отдавал служению ближним. Тяжкое бремя настоятельства, неустанные труды на благо братии, на благо обители, занятость ее неисчислимыми нуждами — все это заполняло весь его день.
Изобиловавший благодатными дарами, он не имел возможности, так же как преподобные старцы Лев и Макарий, принимать откровение помыслов от братии, встречать и наставлять приезжающих.
Но чудо его жизни и его служения — сама Оптина, процветшая и прославившаяся, ставшая, по существу, центром духовной жизни России.
За время его настоятельства издается шестнадцать томов святоотеческой литературы. «Когда-нибудь кто-нибудь прочтет ту или иную книгу, и душевная польза одного человека вознаградит все наши труды, Бог даст, когда-нибудь будут плоды», – говорил он.
Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865)
Прп. Антоний Оптинский
https://www.youtube.com/watch?v=16WOrMpA2-s
Брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, преподобный Антоний через всю жизнь терпеливо и мужественно нес крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова….
В двух строчках напоминал о том, как важно для христианина доверие к Богу и молитвенное к Нему обращение отец Антоний: «Кто крепко на Бога уповает, тому Бог во всем помогает».
Иеросхимонах Иларион (Пономарёв) (1805—1873)
Прп. Иларион Оптинский
Преподобный Иларион – ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры.
Истинным пастырем добрым был преподобный старец Иларион: во всякое время, даже в последние дни тяжелой своей предсмертной болезни, заботился он о своих чадах и был всегда готов прийти на помощь их духовным и житейским нуждам. При занятиях с братством обители у старца не было отказа никому и из посторонних посетителей.
Наряду с благодатным даром духовного рассуждения преподобный Иларион имел дар прозорливости, был мужем учительным, ведущим истинно подвижническую жизнь. Однако не только почитание и любовь выпадали на его долю, но иногда и хулу и клевету приходилось терпеть преподобному. Но все это он переносил с великим смирением и снисхождением ко всем немощам людским.
Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891)
Прп. Амвросий Оптинский
Великий подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ — искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве…
Преподобный Амвросий обладал необыкновенно живым, острым, наблюдательным и проницательным умом, просветленным и углубленным постоянною сосредоточенною молитвою, вниманием к себе и знанием подвижнической литературы. По благодати Божией его проницательность переходила в прозорливость. Он глубоко проникал в душу своего собеседника и читал в ней, как в раскрытой книге, не нуждаясь в его признаниях.
«Этот о. Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога», – писал о старце Лев Толстой.
Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810—1894)
Преп. Исаакий Оптинский
Приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества.
Преподобный Исаакий был истинный последователь той традиции старчества, которая отличала уклад Оптиной пустыни от других монастырей России, строгого послушания всей братии старцам-духовникам, независимо от сана и иерархического звания.
Вся его жизнь стала достойным продолжением духовного подвига, начатого еще его предшественником, преподобным Моисеем, и другими великими Оптинскими старцами.
Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894)
Прп. Анатолий (Зерцалов)
Скитоначальник и старец, преподобный Анатолий (старший) наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей.
Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости.
Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения.
О великой силе молитвы старца Анатолия свидетельствовал сам преподобный старец Амвросий: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается».
С особой любовью говорил преподобный Анатолий о молитве Иисусовой, говорил о том, что истинная молитва должна рождаться не под впечатлением хорошего чтения и пения, а быть плодом великого труда, дерзновения и любви к Богу.
Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911)
Прп. Иосиф (Литовкин)
Ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, преподобный Иосиф не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие ещё при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом.
Он стяжал от Господа полноту духовных даров, и многие испытали на себе его дар прозорливости и исцелений. Он ни с кем не вел длинных бесед, умея в нескольких словах выразить самое главное, наставить и утешить. Сила его благодатной молитвы была выше и драгоценнее любых слов.
Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913)
Прп. Варсонофий Оптинский
Об этом скитоначальнике Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне.
Преподобный Варсонофий обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нём покаяние.
Он видел человеческую душу, и по молитвам ему открывалось в человеке самое сокровенное, а это давало ему возможность воздвигать падших, направлять с ложного пути на истинный, исцелять болезни, душевные и телесные, изгонять бесов. Его дар прозорливости особенно проявлялся при совершении им Таинства исповеди.
Иеросхимонах Анатолий II (Потапов) (1855—1922)
Прп. Анатолий (Потапов)
Преподобный Анатолий (младший), прозванный в народе утешителем, был наделён Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся своё пастырское служение в тяжёлые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере.
Всегда смиренный и никогда не унывающий — в народе его ласково называли «утешителем», а еще — «вторым Серафимом». И действительно, та же любовь, радостный и светлый лик, всего несколько мудрых слов, простой подарок… А главное — совершенно особая атмосфера, царившая вокруг старца, оказавшись в которой, человек чувствовал себя как бы «побывавшим под благодатным золотым дождем».
Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) (1853—1928)
Прп. Нектарий Оптинский
Последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, преподобный Нектарий неустанно окормлял верующих.
Для каждого человека у старца был свой подход, «своя мера», порой он оставлял посетителя одного в тишине «хибарки» побыть наедине со своими мыслями, иногда долго и оживленно беседовал, удивляя собеседника своими познаниями, и люди спрашивали: «Где же старец окончил университет?» И не могли поверить, что он нигде не учился. «Вся наша образованность от Писания», — говорил о себе старец.
Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931)
Прп. Никон (Беляев)
Ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник.
«Умру, но не уйду» — так писал преподобный Никон в своем дневнике, будучи еще послушником монастыря.
Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865—1938)
Свщмч. Исаакий (Бобраков)
Последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Неся свой крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви. Четырежды претерпел тюремное заключение. Расстрелян 8 января 1938 и захоронен в братской могиле в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе.
Использованы материалы drevo-info.ru
Источник: https://www.pravmir.ru/prepodobnye-starcy-optinskie/
Кто такие Оптинские старцы?
Краткое содержание статьи:
Многие верующие люди, которые изучают различную информацию о церквях, храмах и монастырях, знающие очень много обо всем этом часто задаются вопросом: оптинские старцы – кто это такие? Откуда они произошли? В этой статье собрана вся информация о великих старцах оптинской пустыни.
Оптина пустынь: что это?
Оптина пустынь — древнейший монастырь, который и был основным центром оптинских старцев. Этот монастырь расположен в 60 километрах от Калужской губернии. И славится он своими целителями которых ещё называют оптинскими старцами.
Еще во времена Бориса Годунова оптинский монастырь притягивал паломников из разных уголках России, которые приходили чтобы исцелить своё тело и разум, а также узнать дальнейшую свою судьбу. Никакие знатные лекари не владели такими навыками исцеления, как старцы оптины.
https://www.youtube.com/watch?v=Pq6X9HDiJww
Старцы являлись также самыми лучшими предсказателями будущего. Они знали все о том что произойдет в будущем и то, что уже происходило. Многие считали старцев божьими сыновьями, а некоторые чародеями и порождением тьмы. Так давайте же узнаем правду об оптинских старцах?
Подлинная история Оптиной Пустыни
Первое упоминание об тогда еще Калужском храме было в Записях Бориса Годунова, который писал Екатерине Первой о своих планах восстановить все храмы, разрушенные в 1724 году от Литовского набега.
Выдержка из записи Бориса Годунова, обращение к Екатерине 1: “Калужский храм должен быть восстановлен, это одна из главных наших святынь, мы недопустим повторного его разрушения, прошу вас предпочтенная императрица помочь храму вновь возродиться“.
Спустя несколько месяцев императрица Екатерина дала указ, в котором было ясно сказано о восстановлении храма. Своим Новым Возрождением пустынь также обязана “Московскому” Митрополиту Платону, посетившего Калужский монастырь в 1795 году.
Выдержка речи Платона: ” Место является спокойным и подходящем для проживания пустынских придворных. Пусть здесь возведут новый храм по образу Песношского монастыря. Отныне здешний монастырь будет носить своё название Оптина Пустынь”.
Митрополит обратился к настоятелю Песношского монастыря с многочисленными просьбами дать ему церковного служителя, который будет наставником в Оптине Пустынь.
Наставником был назначен иеромонах Авраамий, который лишь через 19 лет смог навести порядок в монастыре.
В монастырь были приглашены здешние старцы – люди, которые владели определенными навыками: целители, знахари, предсказатели, проповедники. Которые смогли бы искоренить монастырскую пустоту.
И теперь главным духовным богатством оптинского храма считались его старцы, которых стали почитать за праведные дела.
Оптинский старец и Архимандрит Моисей
Слава монастыря росла с каждым годом, но расцветом своим оптинский храм обязан новому настоятелю, старцу и архимандриту Путилова Моисею, благодаря которому Оптина обрела большую известность среди других монастырей. Моисей принял свою должность в 1826 году. И тут же незамедлительно основал другую систему старчества, первым старцем которой, считался Лев Данилович.
Старцы это были большее чем люди, главными особенностями их были:
- Владение каким-либо даром.
- Вера в праведные дела (вера в Бога).
- Служение народу.
- Покаяние за всех верующих.
Эти способности считались самыми главными, так как не каждый мог соответствовать им.
Старцы оптинского монастыря
- Старец Лев Данилович. Лев Данилович славился своим даром исцеления, он лечил недуги людей маслом из неугасаемой лампы, которая стояла возле Владимирской иконы Божьей Матери. Тех, кого не удавалось излечить, Лев Данилович отправлял в Воронеж в здешний собор. Пройдя большое расстояние, больной самоисцелялся и спешил обратно в храм к старцу, чтобы выразить ему свою благодарность.
- Старец Серафим Преподобный. (Саровский Праведник и Чудотворец) В то время, как Лев Данилович лечил больных в Оптине, по всей Стране славился своим даром праведности Преподобный Серафим. Тысячи паломников приезжали в Саровск за проповедью Серафима. В дальнейшем Преподобный Серафим переедет в Оптину где будет служить в монастыре 7 лет а в 1835 отойдет в священную истину.
- Послушанник Льва, Макарий. Ученик Льва Даниловича, который владел даром предсказателя, с помощью которого он предсказывал будущие революции.
Это лишь основные деятели старческой системы в оптинском монастыре, которые Славились по России.
Оптина – Миф из Ярославского собора
В то время, когда по всей стране ходили слухи об оптинских старцах и об Чудотворном монастыре, в маленьком церковном придворье Ярославского храма сочиняли различные мифы про божьих посланников, которые исцеляют верующих.
Речь шла про Серафима Преподобного, так как Серафим Преподобный имел дар праведника, он легко мог определить верующий ли человек пришёл в монастырь или нет.
В качестве проверки он задавал ему вопросы, на которые по его мнению легко мог бы ответить верующий. После такой проверки, Серафим брал клятву у исповедующего, который должен был держать тайну о содержании этих вопросов.
Взамен он давал ему масло из лампады, которое может излечить абсолютно все недуги.
https://www.youtube.com/watch?v=aA_rxwOQqMw
Но при использовании нужно полностью уходить в веру господа. После каждого сеанса исповеди, Серафим омывал свои руки освященной водой, после чего брал икону и читал молитвы. После которых на стене монастыря появлялся божий облик, который очищал душу Серафима от чужих грехов, который он брал на себя.
При очередном сеансе исповеди, к Серафиму пришла женщина в порванной одежде и весьма непристойным видов, она излила душу, ответила на все вопросы и уходя, сказала Серафиму какие-то слова, после которых его дух, покинул телесный сосуд. Правда это или ложь никто не знает.
Но посетители храма не раз видели силуэт какого-то мужчины, который в ночное время стоял в святилище перед иконами и читал какие-то молитвы.
Теперь те, кто задавались вопросом: Оптинские старцы – кто это и откуда они произошли? Смогут сами ответить на свой вопрос.
Оптинские старцы – это явление русской духовности, святости, сострадания и веры, а также явление духовной гармонии и чистоты души. Центр их происхождения Калужская губерния. Монастырь Оптина пустынь.
про оптинских старцев
В этом видео вы узнаете об оптинских пустынях, о русском старчестве, момент основания и становления:
Источник: http://1-vopros.ru/521-optinskie-starcy-kto-ehto-takie.html
Святые оптинские старцы
Церковь начала отмечать Собор Оптинских старцев не так давно. Амвросий Оптинский был канонизирован в 1988 году, и только в 2000 году еще тринадцать оптинских старцев были представленны к лику святых. Память о святых старцах отмечается одиннадцатого (24) октября.
Откуда возникло название «Оптина пустынь», не известно. Более вероятная версия о том, что когда-то была общая обитель для монахов и монахинь, которые носили название Оптиных. Пустынь расположена вблизи города Козельска на берегу Жиздры. Этот город татары назвали «злым городом» после семинедельной героической обороны в 1238 году. После взятия города все жители города были убиты.
История монастыря старцев
Начинается история монастыря в XV веке. Обитель несколько раз переживала кризисы и упадки, но в 1821 пришло ее возрождение. С тех пор Оптину пустынь стали называть «духовной санаторией израненных душ», там селились пустынники, привыкшие к уединению, а духовной жизнью ведали старцы, а настоятелем администратором. Оптина пустынь стала известна именно как обитель.
Кто такие старцы? И что такое старчество? В «Братьях Карамазовых» Достоевский определил старчество как великую силу, которую приобретает человек, отдавая всего себя и свою волю другому, отказавшись и от своей воли к жизни. Это отречение проявлялось в покаяние учеником старцу каждого шага, каждой греховной мысли. С откровением помыслов необходимо и полное послушание старцу его ученика.
Старец, который обладает даром «различения духов» и рассуждения, чудотворением, прозорливостью, пророчеством, он способен дать наставления своему ученику, через них открывается воля Божия. Прислушиваясь и выполняя советы старца, ученик обретает смирение и терпение, очищается от греховных помыслов. Весь свой остаток жизни старец отдает Творцу.
Первые оптинские старцы
Первым оптинским старцем стал иеросхимонах Лев (Наголкин), который прибыл в жилище отшельника (скит) в апреле 1829 года.
К этому оптинскому старцу обращались за духовным наставлением коренные жители монастыря, скитская братия и многие миряне разных званий и сословий, некоторые из них жили в далеких российских губерниях.
Преемником старца стал иеросхимонах Макарий (Иванов), затем иеросхимонахи Анатолий (Зерцалов), иеросхимонах Амвросий и Иосиф (Литовкин), иеросхимонах Анатолий (Потапов), схиархимандрит Варсонофий (Плеханков). Последний оптинский старец иеросхимонах Нектарий (Тихонов) умер в 1928 году.
Преподобные Оптинские старцы для святой Руси стали истинными источниками живой истиной ВЕРЫ. Божия благодать, наполнившая сердца старцев любовью и радостью, она помогла им стать целителями человеческих душ. Самым важным для них было вечное спасение души, которая доверяла себя их попечению.
В сложных ситуациях и мучительных душевных затруднениях они ясно и просто разъясняли пути Промысла и волю Божию. Старцы наполнили себя верой и деятельной жизнью, строгостью и утешением, собранностью духа и общительностью, житейским опытом и всецелой жизнью в Боге.
Их мудрая любовь была очень большой, они умели понять каждого человека, многие потянулись в Оптину, пытаясь найти и обрести в келье старцев высшую правду — мир Христов.
Все творения отцов читаются делами. Простые и краткие по содержанию изречения Оптинских старцев, помогут каждому, кто хочет высшей правды и ищет истинную цель человеческой жизни, кого постигло разочарование в суетной жизни, кто-то запутался в житейских обстоятельствах.
Поучения и наставления Оптинских старцев в XIX веке побуждавшие к духовному возрождению, для многих стали основой жизни в Боге. Сегодня многие обращаются к этому источнику духовной мудрости.
Особое место в поучениях старцев Оптинских занимает учение о молитве. Для преподобных молитва есть «дыхание души», которое никогда не должно прекращаться.
Молитвы преподобного Макария Оптинского были непрестанными, «даже во сне его губы повторяли имя Иисуса».
Отличием старцев, стало их постоянное молитвенное внимание, они все обладали сердечной молитвой, уделяя особое значение молитве Иисусовой.
Представленная молитва оптинских старцев исключительно красивая и сильная по информационному воздействию на торсионные поля.
молитва Оптинских Старцев:
Поэтому в их духовном наследии мы видим драгоценный опыт создания этой молитвы. Существует много молитв Оптинских старцев, каждая из них может быть использована в определенный период жизни или при определенных обстоятельствах. Например, Молитва Оптинских старцев на начало дня, О начале всякого дела, О семье, За врагов и т.д.
В учениях Оптинские старцы объясняют, что есть молитва, на чём она держится, как правильно молиться. По их учению молитва требует ежедневного труда и понуждения.
Молитва — это сосредоточение лучшей части самого себя и предложение ее для союза с Высшими силами. Молитва, чтобы быть настоящей, истинной, должна быть криком сердца.Молитва — непроизвольный крик души к своему Богу.
Настоящая молитва — это голос души, готовый к общению с Богом.
С Любовью и Благодарностью, блог о методах быть здоровым!
Источник: http://vahe-zdorovye.ru/novosti/svyatyie-optinskie-startsyi
Кто такой Оптинский старец?
День Оптинских старцев ежегодно отмечается 24 октября. Что за великие личности были – старцы Оптиной пустыни?
Прародителем Оптинского старчества был старец Пасий Величковский. Ученик его Лев – первый Оптинский старец, который возглавил целое движение монахов, перебравшихся жить в монастырь, настоятелем которого в то время был архимандрит Моисей.
Благодаря его заслугам было много сделано в монастыре: построены гостиницы, трапезные, библиотека, мельница, заводы, корпуса, конные дворы и даже стены с башенками. Архимандриту помогали тысячи паломников, приехавшие в Оптину пустынь.
Но самое главное достояние – углубление в духовность, которое стало возможно благодаря прибытию старцев Льва и Макария. С того времени и начался духовный расцвет. Что за удивительная личность – этот Оптинский старец Лев?
Это был человек, живший интересами народа. Он очень любил людей и всячески их жалел. Перед его умом и прозорливостью никто не мог устоять и слезы покаяния катились из глаз каждого. Старец Лев поистине исцелял людей. Деревенские жители принимали его своим отцом.
Но не все так радушно принимали старца. Некоторые духовные наставники запрещали ему общаться с простым людом. Это было несправедливо, что говорило лишь о невежестве. Добрые дела быстро забывались и старчество в то время изрядно притеснялось. Преемником старца Льва стал иеромонах отец Макарий, выходец из дворянской семьи.
Преподобный Макарий
Оптинский старец Макарий все свое отрочество занимался хозяйственной деятельностью. Сначала работал бухгалтером, позже он решил полностью управлять хозяйством, с чем не так уж и хорошо справлялся.
Во всех своих бедах он всегда обращался к Священным Писаниям, но над ним за это часто смеялись не только обидчики, но и его семья. Но однажды обидчики Макария пали перед ним в раскаянии. С тех пор Макарий решил посвятить остаток своей жизни Богу.
Он отправился в Площанскую пустынь, в которой принял постриг. По прибытии старца Льва в Площанскую пустынь отец Макарий принял его своим духовным учителем.
Оптинский старец Макарий был наставником ученых людей и интеллигенции. Преимущественно общался с теми, кто переводил на русский язык творения отца Паисия и других аскетов.
Настоящий расцвет Оптиной пустыни наступил благодаря старцу Амвросию – приемнику отца Льва и Макария.
Отец Амвросий
Дед Амвросия был священником. Старец родился в один из праздников, когда в доме его деда было множество гостей. Позже Амвросий часто шутил, что родился на людях и живет всю жизнь на людях. Воспитание Амвросия проходило в церковной среде. Он с успехом окончил духовную семинарию благодаря своим уникальным способностям.
Свой наставнический путь Амвросий начал с принятия учеников на дому. Позже он стал настоятелем Липецкого духовного училища. Тяжелая болезнь заставила старца уйти в монастырь. Но, поправившись, Амвросий какое–то время все еще продолжал мирскую деятельность.
Позже, по совету старца Илариона, Амвросий отправился в Оптину пустынь, где стал помощником отца Макария в издательской деятельности, поскольку знал 5 языков. Все что ни делал монах – он это делал для Господа. Все вокруг это замечали и за это горячо любили Амвросия. И духовная жизнь, и практическая удавалась монаху.
Его советы, часто данные в шутливой форме, быстро запоминались. Всеми возможностями он старался спасать человеческие души, иногда даже прибегая к кнуту и епитимиям.
Чудеса целительства
Особую роль в его жизни играла икона Божьей Матери «Спорительница хлебов». Батюшка всех призывал ей молиться. Так, он учил тому, что Божья Матерь заботится не только о душе человеческой, но и о земных нуждах каждого.
Старца Амвросия знали как великого чудотворца. Множество людей исцелил он от беспощадных болезней. Во времена старчества Амвросия начала зарождаться интеллигенция, главной идеей которой было изменение политического строя страны. Но многих настигло разочарование.
Пустоту в душах идеалистов умело заполнял Оптинский старец Амвросий. Он возрождал смысл жизни в умах многих людей. Толпы тянулись в то время в Оптину пустынь. Здесь люди заряжались энтузиазмом жить дальше счастливо и без забот.
Посещали этот монастырь и деятели искусства, известные литераторы, политики, философы.
Общественная деятельность
Старец Амвросий более тридцати лет занимался подвижничеством. Последние десятилетия он занимался основанием и устройством женской Шамординской обители, в которой впоследствии обрело умиротворение более тысячи монахинь. Здесь же была школа, больница и приют для девочек. После смерти старца все погрузились в печаль.
Оптинский старец Иосиф преподобный
Это был ближайший спутник отца Амвросия. Старец воспитывал его в своей хибарке. С самого детства Иосифу являлся дар видеть святых. Ему являлась Божья Матерь. Любимым его занятием было чтение Священных Писаний. Когда родители мальчика оставили этот мир, купец, у которого он тогда работал, захотел женить на нем свою дочь.
Но юноша мечтал о другой жизни, о жизни, всецело посвященной Господу. Тогда он решил отправиться к старцу Амвросию и тот настоятельно рекомендовал ему остаться в монастыре. 30 лет Амвросий с огромной любовью заботился об Иосифе. После смерти Амвросия, Иосиф стал настоятелем женской обители в Шамордино.
Он принимал посетителей, и многие видели в нем олицетворение самого батюшки Амвросия.
За свою жизнь подвижник терпел множество испытаний. Многие годы у него не было даже места, где он мог бы уединиться в молитве. Он жил прямо в приемной, в которой постоянно было множество людей, но все это только закаляло его.
Старец Иосиф был аскетом. Он практически не ел, мало спал, довольствовался старой бедной одеждой. Но все это только развивало его духовное богатство.
Взамен за тяготы Господь наделил его даром прозорливости и возможностью исцелять людей. Толпы паломников обращались к нему за помощью и советом.
Всего несколькими словами он мог снимать камень с души, наставлять и утешать. Его благодатная молитва покрывала всех страждущих.
Старец Варсонофий Оптинский
Старец Варсонофий до пострига вел активную мирскую жизнь. Он был полковником, предводителем Оренбургского казачества. В тяжелый момент смертельной болезни старец приказал читать Священные Писания. В этот момент Небеса разошлись, и исцеляющий яркий свет озарил все вокруг.
Что–то в душе монаха перевернулось. Небесный голос сказал ему отправиться в Оптину пустынь. Люди в миру не хотели отпускать Варсонофия, пытаясь его удержать всяческими званиями. Хотели его сделать генералом и даже женить.
Но старец с легкостью преодолевал все трудности и препятствия.
Спустя десять лет монашества, Варсонофий получил статус иеромонаха. После службы священником в русско-японской войне, он вернулся в Оптину пустынь и возглавил скит.
Много судеб спас старец своими наставлениями, но не всем нравилась его деятельность. Много жалоб поступало на него, и его устранили из Оптиной пустыни.
Старец Оптинский Анатолий
С раннего детства старец Анатолий искал Бога и стремился жить по его законам. Но его строгая мать не желала, чтобы он ходил в монастырь. После ее смерти старец сразу же отправился в Оптину пустынь. Позже он принял прибежище у старца Амвросия и стал его послушником. Преподобные Оптинские старцы воспитывали его в аскезе.
Отец Амвросий попросил Анатолия помогать ему, и тот сразу же погрузился в активную деятельность. Среди своих Анатолий носил прозвище «Утешитель». Особое признание получил он у простого народа, особенно у крестьян. Но и знать прислушивалась к его советам.
Нектарий Оптинский
В юношестве Нектарий (Николай) был смышленым мальчиком. Он был отличным работником в лавке у купца. После предложения женитьбы по совету купца Николай отправился за благословением к Феоктисте, которая посоветовала ему отправиться в Оптину пустынь. Там Николая встретил отец Иларион и отправил его к Амвросию, который убедил его остаться в монастыре.
В 1912 году Нектарий был посвящен в старцы. Но он до последнего не принимал этого звания, смиренно считая себя недостойным его. Старец принимал множество посетителей в своей маленькой хибарке. К каждому он находил свой подход.
Некоторым долго давал наставления, а другим просто оставлял книги в приемной. В ожидании своей очереди, люди читали их и все их вопросы разрешались. Интеллигенция и простые люди для старца не имели различий.
Он одинаково относился и к тем, и к другим, и говорил на их языках.
В 1923 году монастырь закрыли, а старец Нектарий был взят под арест. После выхода на свободу Нектарий отправился в село Холмищи, но и там его донимали жаждущие совета люди.
В 1989 году Оптину пустынь возродили, а мощи старца Нектария с Холмищ перевезли сюда. Очевидцы говорили, что от мощей старца исходило приятное благоухание, а сами они имели янтарный цвет. Поэтому все, кто обращался за помощью к старцу даже после его смерти, получали его благословение.
Оставили простому люду Оптинские старцы поучения ценные. Никогда не осуждать своих близких, молиться Господу о прощении за осуждение собственного брата. Для достижения успеха всегда необходимо прилагать усилия. Человек должен стать слугой своей жизни, а не она должна ему служить. Никогда не следует становиться рабом своих чувств. К Господу следует идти путем смирения.
Множество великих дел для человечества совершили последние Оптинские старцы. Одним из них был Никон.
Старец Никон
Два брата, Иван и Николай, с детства унаследовали любовь к Богу, привитую родителями. Повзрослев, они решили отправиться в Оптину пустынь. Старец Варсонофий сразу же увидел у Николая особый дар, поэтому взял его в свои ученики.
В 1915 году после пострига Николай получил имя Никон. И уже в 1917 году он получил сан иеромонаха.
После закрытия Оптиной пустыни практически всех старцев изгнали, некоторых арестовали. Старцу Никону поручили принимать прихожан, желающих исповедаться. Так он стал последним Оптинским старцем.
До нашего времени дошли лишь наставления этих богоизбранных монахов. Особую роль в жизни каждого христианина играет молитва Оптинских старцев. Это душевное обращение к Господу уничтожает все препятствия и помогает правильно настраивать свой ум на весь предстоящий день.
Молитва Оптинских старцев полная
“Господи, дайте мне с душевным спокойствием встретить все, что пошлет мне наступающий день. Господи, дайте мне всецело предаться воле Вашей святой. Господи, во всякий час сего дня, во всем наставляйте и поддерживайте меня.
Господи, какие бы ни приходили известия в течение всего дня, научите меня принимать их со спокойною душою и твердым убеждением, что на все Ваша святая воля. Господи, прояви Свою святую волю для меня и окружающих. Господь, во всех моих делах и помышлениях, руководи моими чувствами и мыслями.
Господи, во всех непредвиденных ситуациях не дай мне забыть, что все это ниспослано Тобой. Господи, научите меня правильно общаться с близкими и окружающими меня людьми, старшими, младшими и равными, чтобы никого не огорчить, но всем принести благо.
Господи, дайте мне сил переносить утомление настоящего дня и все события в течение дня. Господи, руководите моей волею, научите меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить”.
В таком варианте можно произносить молитву Оптинских старцев на начало дня. Но у этой молитвы есть и продолжение.
“Господи, не оставьте меня при встрече лицом к лицу с врагами моими, но ради Святого имени Вашего управляйте мною.
Господи, осветите мое сердце и разум, чтобы я мог понимать Ваши вечные законы, которыми управляете Вы миром, чтобы я мог правильно служить Вам и своим ближним.
Господи, спасибо Вам за все, что было со мной и будет, ибо я твердо верю, что тем, кто любит Тебя Ты особо благоволишь. Господи, благослови меня на все слова, помышления и дела, удостой меня с радостью прославлять Тебя, ибо только Ты достоин и прославлен во веки веков. Аминь”.
Молитва Оптинских старцев на день заряжает верой и дает защиту. Читая ее каждый день, можно разрешить многие неразрешенные проблемы. Песни Оптинских старцев поистине исцеляют не только тело, но и душу.
Источник: http://fb.ru/article/243556/kto-takoy-optinskiy-starets
Душеполезные поучения Преподобных Оптинских Старцев
Оптина пустынь близ монастыря, что в шести десятках километров от древней Калуги, издавна притягивала множество паломников.
Славилась она святостью, но в особенности старцами, которые провидели людские судьбы, исцеляли телесные и душевные болезни, предсказывали будущее. Временем расцвета оптинского старчества был XIX век, особенно его последняя треть.
Но подлинная история монастыря уходит своими корнями в глубину веков, и понять истоки пророчеств оптинских старцев, не обратившись к истории, будет трудно.
В давние времена постоянные опустошительные набеги крымских татар на южные границы Московского государства заставили русских правителей укрепить засеками всю страну от Оки до Дона и от Дона до Волги. Одна из таких засек проходила вблизи города Козельска, основанного в 1146 году. В трех километрах от этого древнего города и находится Оптина пустынь.
Сделавшись оборонительным рубежом от набегов диких кочевников, засека одновременно стала и притоном для разбойничьих шаек, наводивших ужас на мирное население. В XIV веке в засеке, прилегающей к Козельску, укрывался грозный предводитель разбойников.
Но с ним случилось нечто невиданное: Опта раскаялся в своих злодеяниях, переменил образ жизни, Постригся в монахи под именем Макария и основал две пустыни – два уединенных монастыря.
В том, который теперь называется Оптина пустынь, он, вероятно, и окончил свои дни смиренным отшельником.
Расцветом своим и славой Оптина пустынь обязана новому настоятелю – архимандриту Моисею (Путилову), принявшему свою должность в 1825 году. При нем материальное благосостояние монастыря увеличилось и окрепло.
Козельская Введенская Оптина пустынь всего за четверть века приобрела широкую известность среди сотен русских монастырей. Поток пожертвований хлынул от тех богомольцев, которых привлекала святая обитель с ее особым духом, напоминающим времена древнего подвижничества.
Первым оптинским старцем считается отец Лев (в миру – Лев Данилович Наголкин). Окончательно в Оптиной пустыня он поселился в 1829 году, когда и основал там старчество.
Но справедливости ради наравне с отцом Львом следует назвать настоятеля монастыря отца Моисея.
Дело в том, что о духовных дарах отца Моисея – прозорливости, рассудительности – знали только близкие, дальние же предполагали в нем обычного монаха, облеченного высоким саном архимандрита и направившего свою энергию на монастырское строительство.
В советское время участь Оптиной пустыни, как и других монастырей, оказалась трагической. Вербное воскресенье 1923 года монастырь закрыли. Тогда же был отправлен в ссылку в Брянскую область последний соборно избранный старец Нектарий, который после Февральской революции предсказал, что в 1918 году “государь и вся семы будут убиты, замучены..
Но обитель, до 1923 года пытавшаяся держаться под видом сельхозартели “Оптина пустынь”, не сдавалась и после. Изгнанные монахи расселились по квартирам в Козельске и старались, насколько это было возможно, вести монастырскую жизнь. Их изгнали и оттуда.
Часть их оказалась в городе Белеве Тульской области, где к концу 20-х годов собралось множество монашествующих из закрытых монастырей Тульской и Калужской епархий.
В конце 1937 года в Белеве были арестованы последний настоятель Оптиной пустыни архимандрит Исаакий (Бобриков), белевский епископ Никита, пятнадцать священников и монашествующих, а также трое мирян. По вздорному обвинению в “контрреволюционной деятельности. все они вскоре были расстреляны.
А Оптина пустынь, шесть с половиной десятилетий простоявшая в поругании, возродилась к новой жизни в конце 80-х годов, как и предсказывали оптинские старцы. Предрекали они и возрождение России. Отец Нектарий говорил в 20-е годы: “Россия воспрянет и будет материально небогата, но духом богата…”
Открыть поучения оптинских старцев
или выбрать по алфавитному указателю:
АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЮЯ
скачать поучения в разных форматах можно здесь:
Иеросхимонах Лев (Наголкин)
1768–1841
Первый основатель и вдохновитель оптинского старчества. Человек непоколебимой веры, необычайной смелости, твердости и энергии.
Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в самоотверженном служении Богу и ближним.
Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа. Чудеса, совершаемые старцем, были бесчисленны: толпы обездоленных стекались к нему.
Кончина (день памяти):
11/24 октября 1841 г.
Иеросхимонах Макарий (Иванов)
1788–1860
Ученик и сотаинник старца Льва. Старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нес великий и святой подвиг старческого окормления.
добродетель, которую он особенно воспитывал в людях — это смирение, считая её основанием христианской жизни. «Есть смирение — все есть, нет смирения — ничего нет», — говорил преподобный.
С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России.
Кончина (день памяти):
7/20 сентября 1860 г.
Схиархимандрит Моисей (Путилов)
1782–1862
Кроткий старец-настоятель. Явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью.
Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители.
Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея.
Кончина (день памяти):
16/29 июня 1862 г.
Схиигумен Антоний (Путилов)
1795–1865
Брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно несший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет.
Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова. Перед своей кончиной он говорил: «Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку».
Кончина (день памяти):
7/20 августа 1865 г.
Иеросхимонах Иларион (Пономарев)
1805–1873
Ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры.
«Только с той минуты, как мы узнали его, вспоминает духовное чадо старца, — мы узнали, что такое спокойствие духа, что такое мир душевный…
» Старец-скитоначальник скончался в молитве, с четками в руках.
Кончина (день памяти):
18 сентября/1 окт. 1873 г.
Иеросхимонах Амвросий (Гренков)
1812–1891
Великий старец и подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ — искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве.
Ученик старцев Леонида и Макария, унаследовал от них благодатный дар старчества, в беззаветном служении людям пребывал более 30 лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри, его письма и наставления — источник духовной мудрости для ищущих спасения. Преподобный имел высокий ясный ум и любвеобильное сердце.
Необычайно сострадательный и благодатно одаренный он особенно отличался христианской любовью.
Кончина (день памяти):
10/23 октября 1891 г.
Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов)
1824–1894
Скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей.
Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения. Преп.
Амвросий говорил, что ему была дана такая молитва и благодать, какая одному из тысячи дается.
Кончина (день памяти):
25 января/7 февраля 1894 г.
Схиархимандрит Исаакий (Антимонов)
1810–1894
Приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством.
Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества. Он не знал покоя — двери келии его были открыты для братства и убогих.
В пище, и в одежде, и в убранстве келии соблюдал полную простоту древних подвижников.
Кончина (день памяти):
22 августа/4 сент. 1894 г.
Иеросхимонах Иосиф (Литовкин)
1837–1911
Ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери.
По воспоминаниям современников, многие еще при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом. Преп.
Иосиф был человек глубокого внутреннего делания, всегда хранивший сердечное безмолвие и непрестанную молитву.
Кончина (день памяти):
9/22 мая 1911 г.
Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков)
1845–1913
Скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца.
Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне.
Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нем покаяние.
Кончина (день памяти):
1/14 апреля 1913 г.
Иеросхимонах Анатолий (Потапов)
1855–1922
Прозванный в народе утешителем, был наделен Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся свое пастырское служение в тяжелые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере.
Кончина (день памяти):
30 июля/12 августа 1922 г.
Иеросхимонах Нектарий Оптинский
1853–1928
Последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, неустанно окормлял верующих. За советами и молитвенной помощью к нему обращались и простые миряне, и великие Святители.
Кончина (день памяти):
29 апреля/12 мая 1928 г.
Иеромонах Никон (Беляев)
1888–1931
Ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник.
Кончина (день памяти):
25 июня/8 июля 1931 г.
Архимандрит Исаакий II (Бобраков)
1865–1938
Последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Неся свой крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви. Четырежды претерпел тюремное заключение. Расстрелян 8 января 1938 и захоронен в братской могиле в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе.
Источник: http://xn--80aafxiqcbbffb0agpc0d.xn--p1ai/pravoslavie/ort_03.html