Что означают Хантемансийские имена: толкование и история происхождения

Ханты-мансийское имя

Что означают Хантемансийские имена: толкование и история происхождения

Ханты-мансийское — имена которые были и есть в обиходе среди хантов и манси в средние века и до сегодняшнего дня. В настоящее время среди хантов и манси распространены русские имена.

  • 1 Традиция
  • 2 Национальные имена
  • 3 Ханты-мансийский вариант христианских имен
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

Традиция

Ханты и манси восприимчивы к новым именам, которые распространяются среди них через посредство пришлого населения. Причиной тому поверья хантов и манси согласно которому из двух людей, имеющих одинаковые имена и живущих в одном поселке, один должен умереть. Поэтому ребёнку давали такое имя, которое в селении никто не носил.

Национальные имена

Зафиксированные XVI в. имена: Ванхо, Елдан, Ка-чеда, Килим, Агна, Себеда, Пынжа, Салтык, Югра, Ахтамак

Сохранившие в некоторых местах имена: Олоко, Аптя, Уля ики (ики ’старик’), Сертуш ики, Унху, Нярох, Ай пох, Кулькатли (’черта ловил’), Кучум (’пьяный мужик’), и такие женские имена, как Уенг ими (ими ’женщина’), Уна пелки ими (’большой половины женщина’), Хором Катя (’красивая Катя’), Мось нэ (’женщина Мось’).

  • Ваховский диалект (Охтеурье, Ваховск, Пугъюг, Ларьяк):
  • Сотр — мужск,
  • Евья — женск
  • Альва — женск
  • Альвали — мужск
  • Пэрки — муж
  • Энны — женск
  • Лукерья — женск

Ханты-мансийский вариант христианских имен

  • Сандра — Александр, Александра;
  • Щеман — Семён;
  • Марья — Мария;
  • Марпа — Марфа;
  • Матра — Матрёна;
  • Еня — Евгений, Евгения;
  • Киркорий — Григорий;
  • Татья — Татьяна;
  • Палашка — Пелагея;
  • Вульга — Ульяна;
  • Вущта — Устинья;
  • Урнэ — Ирина;
  • Савл”, Савка — Савелий;
  • Петущ — Федосья;
  • Йощка (Йощкиги) — Иосиф;
  • Ващка (Ващкиги) — Василий;
  • Юван, Ванькиги — Иван;
  • Кощта — Константин;
  • Волёшка — Алексей;
  • Л”ёнькиги — Леонид;
  • Тёмкиги- Тимофей;
  • Микуль — Михаил;
  • Вэнтар — Андрей;
  • Щерки — Сергей;
  • Наста — Настя;
  • Кущма- Кузьма;
  • Пуркоп — Прокопий;
  • Ӑщгӑпан Степан
  • Ваԓя Валя
  • Ващка Вася
  • Вўԓья Ульяна
  • Вәлӑкщи Алексей
  • Вәԓяшка Алексей
  • Вәнтӑр Андрей
  • Вәнтән Антон
  • Вәщуп Иосиф
  • Екәр Егор
  • Еня Евгения
  • Епьюм Ефим
  • Киркәр Григорий
  • Кўщма Кузьма
  • Кәщта Костя
  • Лютя Володя
  • Макщум Максим
  • Марпа Марфа
  • Микай Никита
  • Микипур Никифор
  • Микәԓа Николай
  • Митри Дмитрий
  • Наста Настя
  • Пуркоп Прокопий
  • Пєтәщ Федосья
  • Петр Петр
  • Соя Зоя
  • Таньԓа Данил
  • Татья Таня
  • Тикән Тихон
  • Юван Иван
  • Щєман Семен
  • Щенька Сенька, Семен
  • Щєрки Сергей
  • Әкәп Агафья

Примечания

  1. Ханты и манси
  2. http://www.babel.gwi.uni-muenchen.de/media/downloads/eLibrary/Koshkareva-Solovar_2004_Xanty%20Jasan.pdf

Ссылки

  • http://www.ejonok.ru/names/%D0%A5%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%8B_%D0%B8_%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B8
  • http://kazym.ethnic-tour.ru/kazm/publ/khanty-deti.html
  • http://www.babel.gwi.uni-muenchen.de/media/downloads/eLibrary/Koshkareva-Solovar_2004_Xanty%20Jasan.pdf

Ханты-мансийское имя Информация о

Ханты-мансийское имя
Ханты-мансийское имя

Ханты-мансийское имя Информация

Ханты-мансийское имя Просмотр темы.
Ханты-мансийское имя что, Ханты-мансийское имя кто, Ханты-мансийское имя объяснение

There are excerpts from wikipedia on this article and video

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/-33514.html

Исторический словарь – значение слова Ханты-мансийск

(до 1940 Остяко-Вогульск), город, центр Ханты-Мансийского автономного округа; порт на реке Иртыш. 34,6 тыс. жителей (1996). Основан в 1931 как рабочий поселок, город с 1950 (в состав Х.-М. включено село Самарово, известное с 16 в.).

Смотреть значение Ханты-мансийск в других словарях

Ханты — ЙСКИЙ. См. хантэ, хантэйский.
Толковый словарь Ушакова

Ханты — -ов; мн. Народ, составляющий вместе с манси коренное население Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов России; представители этого народа. Х. и манси населяют……..
Толковый словарь Кузнецова

Ханты-мансийский Автономный Округ — – один из десяти автономных округов, находящихся в составе РФ в качестве ее субъекта. Входит также в состав Тюменской области. Устав (Основной закон) Х.-М. а. о. принят……..
Юридический словарь

Ханты — (устаревшее название – остяки) – народ в -Мансийском (11,2 тыс.человек) и Ямало-Ненецком (6,5 тыс. человек) а. о. и Томской обл. Всего вРоссийской Федерации 22,3 тыс. жителей. Язык……..
Большой энциклопедический словарь

Ханты-мансийск — (до 1940 Остяко-Вогульск) – город в Российской Федерации,центр Ханты-Мансийского а. о., порт на р. Иртыш, в 15 км от его впадения вр. Обь. 34,4 тыс. жителей (1993). Рыбоконсервный……..
Большой энциклопедический словарь

Ханты-мансийский Автономный Округ — (до 1940 Остяко-Вогульский) – вРоссийской Федерации, Тюменская обл. Образован 10 декабря 1930. 523,1 тыс.км2. Население 1 301 тыс. человек (1993), городское 92%; ханты, манси,русские, татары……..
Большой энциклопедический словарь

Ханты-мансийск — Ха́нты-Манси́йскадм. центр Ханты-Мансийского авт. округа (Тюменская обл.), на правобережье Иртыша, близ его впадения в Обь. 36 тыс. жителей (2003). Пос. Остяко-Вогульск образован……..
Географическая энциклопедия

Ханты-мансийский Автономный Округ — Ханты-Мансийский автономный округв составе Тюменской обл. Образован в 1930 г., до 1940 г. Остяко-Вогульский нац. округ. Пл. 523,1 тыс. км², адм. центр Ханты-Мансийск. До недавнего……..
Географическая энциклопедия

Ханты-мансийск — город, ц. Ханты-Мансийского ао. В XVI в. основано русск. селение Самарово; название по имени остяцкого князца Самара. Рядом с этим селением в 1931 г. основан пос. Остяко-Вогульск……..
Географический словарь

Ханты-мансийский Авт. Окр. — В составе Российской Федерации. Образован в 1930 г. как Остяко-Вогульский нац. округ; название по принятому в то время наименованию коренных народностей округа: остяки……..
Географический словарь

Ханты — (самоназв. хантэ – человек) – народ, родственный манси. Ок. 90% X. живет в Тюменской обл. РСФСР, из них ок. двух третей – в -Мансийском нац. окр., остальные – в Ямало-Ненецком нац………
Советская историческая энциклопедия

Ханты-мансийск — (до 1940 – Остяко-Вогульск) – город, центр Ханты-Мансийского нац. округа Тюменской обл. РСФСР (с 1940). Пристань (Самарово) на прав. берегу Иртыша, в 25 км от его впадения в Обь………
Советская историческая энциклопедия

ХАНТЫ — ХАНТЫ. 1. ханты, ов, ед. ханты, нескл., м. и ас. Народ, живущий в Тюменской области (в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком округах) и в Томской области (прежнее название – остяки)………
Толковый словарь Ожегова

Источник: http://slovariki.org/istoriceskij-slovar/52486

Манси

Ма́нси (манс. меньдси, моансь; устаревшее — вогу́лы, вогуличи) — малочисленный народ в России, коренное население Ханты-Мансийского Автономного Округа — Югры. Ближайшие родственники хантов. Говорят на мансийском языке, но вследствие активной ассимиляции около 60 % используют в обиходе русский язык.

Общая численность 12269 чел. (по переписи 2010).

Около 200 человек проживают на севере Свердловской области. Несколько человек — на северо-востоке Пермского края (государственный заповедник «Вишерский»).

Этноним «манси» (на мансийском — «человек») — самоназвание, к которому обычно прибавляют название местности, откуда происходит данная группа (сакв маньсит — сагвинские манси). Соотносясь с другими народами, манси называют себя «манси махум» — манси народ

.

Язык и письменность

Мансийский язык относится к обско-угорской группе уральской (по другой классификации — уральско-юкагирской) языковой семьи. Диалекты: сосьвинский, верхне-лозьвинский, тавдинский, одна кондинский, пелымский, вагильский, средне-лозьвинский, нижне-лозьвинский.

Мансийская письменность существует с 1931 года — на основе латинского:

A, B, D, E, F, G, H, Ꜧ, I, J, K, L, Ļ, M, N, Ņ, Ŋ, O, P, R, S, S̷, T, Ţ, U, V, Z, Ь

С 1937 года — на основе русского алфавита:

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, Ӈ, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я

Литературный язык основан на сосьвинском диалекте.

Происхождения и история

 
Как этнос манси сложились в результате слияния местных племен уральской неолитической культуры и угорских племён, двигавшихся с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. Двухкомпонентность (сочетание культур таёжных охотников и рыболовов и степных кочевников-скотоводов) в культуре народа сохраняется и поныне.

Первоначально манси жили на Урале и его западных склонах, но коми и русские в XI—XIV веках вытеснили их в Зауралье. Наиболее ранние контакты с русскими, в первую очередь с новгородцами, относятся к XI веку.

С присоединением Сибири к Российскому государству в конце XVI века русская колонизация усилилась, и уже в конце XVII века численность русских превысила численность коренного населения.

Манси постепенно вытеснялись на север и восток, частично ассимилировались, в XVIII веке были обращены в христианство. На этническое формирование манси повлияли различные народы.

В Чаньвенской (Вогульской) пещере, расположенной вблизи посёлка Всеволодо-Вильва в Пермском крае были обнаружены следы пребывания вогулов. По мнению краеведов, пещера была капищем (языческим святилищем) манси, где проводились ритуальные обряды.

В пещере были найдены медвежьи черепа со следами ударов каменных топоров и копий, черепки керамических сосудов, костяные и железные наконечники стрел, бронзовые бляшки пермского звериного стиля с изображением человека-лося, стоящего на ящере, серебряные и бронзовые украшения.

Численность манси в России:

Культура и традиции

Верующие — православные, однако сохраняются традиционный шаманизм, культ духов-покровителей, предков, медведя (медвежьи праздники). Богатый фольклор, развитая мифология.

Манси делятся на две экзогамные фратрии: Пор и Мось, исторически различающиеся происхождением, а также обычаями. Браки заключались только между представителями противоположных фратрий: мужчины Мось женились на женщинах Пор и наоборот. Фратрию Пор составляли потомки аборигенов-уральцев, а фратрию Мось — потомки угров.

Предком фратрии Пор считается медведь, а фратрии Мось — женщина Калтащ, которая могла представать в образе гуся, зайчихи или бабочки. Судя по археологическим находкам, о которых сказано будет ниже, манси активно участвовали в боевых действиях наряду с соседними народами, знали тактику. У них выделялись и сословия князей (воевод), богатырей, дружинников.

Все это отражено и в фольклоре.

В народном искусстве основное место занимает орнамент, мотивы которого сходны с мотивами родственных хантов и селькупов. Это — геометрические фигуры в виде оленьих рогов, ромбов, волнистые линии, меандр типа греческого, зигзагообразные линии, расположенные чаще в виде полосы. Среди бронзового литья чаще попадаются изображения животных, орла, медведя.

Быт

Традиционные занятия — охота, рыболовство, оленеводство, земледелие, скотоводство. Рыболовство распространено на Оби и на Северной Сосьве. В верховьях Лозьвы, Ляпины, Северной Сосьвы — оленеводство, оно заимствовано у хантов в XIII—XIV веках. Земледелие заимствовано у русских в XVI—XVII веках.

Из скота разводят лошадей, коров, овец, птиц. Из промысловых рыб ловили хариуса, язя, щуку, плотву, налима, карася, осетра, стерлядь, нельму, муксуна, щокура, пыжьяна, сырка, а в Северной Сосьве водилась и пресноводная сельдь, изысканный деликатес. Орудия ловли рыбы: остроги, сети. Ловили рыбу, перегораживая ручьи запрудами.

Большое значение в быту имел сибирский кедр, с которого собирали огромный урожай кедровых орехов. Кроме того, из плетёного кедрового корня изготовлялись предметы быта, посуда, ящики, коробки, корзины (так называемые корневатики).

Распространены были изделия из берёсты, коробки, туеса, деревянная посуда, ложки, корыта, ковши, а также простейшая мебель. Использовались гончарные изделия. В районе Приобья археологами было обнаружено также большое количество наконечников стрел, копий, мечи, топоры, шлемы, бронзовое литьё. Известны были им и доспехи.

Манси и соседние народы достигли также определённых успехов в обработке железа, но наибольшее их мастерство проявилось в обработке дерева. Из археологических находок большой интерес представляют серебряные блюда иранского и византийского происхождения.

Для передвижения манси уже в древности использовали лодки-долблёнки, лыжи, нарты (с собачьей, оленьей или конной упряжкой). Из оружия им были известны луки и стрелы, рогатины, различного типа клинки. Для охоты использовались различные ловушки (чирканы) и самострелы.

Поселения постоянные (зимние) и сезонные (весенние, летние, осенние) на местах промысла. Посёлок обычно населяли несколько больших или малых, в основном родственных семей.

Традиционное жилище зимой — прямоугольные срубные дома, нередко с земляной крышей, у южных групп — избы русского типа, летом — конические берестяные чумы или четырёхугольные каркасные постройки из жердей, крытых берёстой, у оленеводов — крытые оленьими шкурами чумы.

Жилище отапливалось и освещалось чувалом — открытым очагом из жердей, обмазанных глиной. Хлеб пекли в отдельных печах.

Одежда у женщин состояла из платья, распашного халата, суконного или сатинового, двойной оленьей шубы (ягушка, сах), платка и большого количества украшений (кольца, бисерные бусы и т. д.). Мужчины носили штаны и рубаху, глухую одежду с капюшоном из сукна, у оленеводов — из оленьей шкуры (малица, гусь), или суконную одежду с капюшоном и незашитыми боками (лузан).

Пища — рыба, мясо (вяленое, сушёное, жареное, мороженое), ягоды. Грибы не употребляли, считая их нечистыми.

Быт манси за годы советской власти заметно изменился, 45 % живут в городах.

Мифология манси

Согласно мифу, землю со дна океана при сотворении мира достала гагара по имени Лули. По другой версии, землю со дна достал сам Куль-Отыр. Мир делится на три сферы: воздушную, водную и земную. Именно поэтому водоплавающая птица оказывается в этой ситуации наиболее подходящей, — ей доступны все три сферы. Высшие боги в пантеоне — Нуми-Торум и его сын, Корс-Торум.

Подземным миром заведует злой дух Куль-Отыр (Кынь-Лунг).

Основные боги: старший из сыновей Нуми-Торума, Полум-Торум, ведает всей рыбой и зверями окрестных мест, Мир-суснэ-хум, другой сын Нуми-Торума, — посредник между богами и миром («Небесный надзиратель»), его конь — Товлынг-лув, Мых-ими — «Земля-старуха», богиня, предупреждающая болезни, Калтащ-эква — богиня земли, мать Мир-Суснэ-хума, Хотал-эква — богиня солнца, Этпос-ойка — бог луны, Най-эква — богиня огня, Сяхыл-торум — бог грома, Косяр-Торум — внук Нуми-Торума. Третий сын Нуми-Торума, Аутья-отыр, имеет вид щуки и живёт в устье Оби. Ещё один сын Нуми-Торума, Нёр-ойка — покровитель оленьих стад. Богам было отведено и место жительства: Полум-Торум жил на реке Пелым (Полум), Нёр-ойка — на озере Ялпын-тур.

Хонт-Торум — бог войны, его жена — Суй-ур-эква, помощники — Хуси, Энки. Эпитетом Колташ (Калтащ)-эквы является Сорни-эква («Золотая баба»), это было воспринято европейцами буквально, и они полагали, что существует изображение её из золота.

Персонажи низшей мифологии: пупыг — добрый дух (хранитель), куль — злой дух, менкв — великан-людоед, учи (очи) — лесной монстр, мысь (мис) — добрый великан.

Один из персонажей, Мис нэ — «Лесная дева», приносит удачу охотнику и выходит за него замуж. У них рождается сын, но люди в селении её обижают, и она уходит обратно в лес.

В деревне Хурум-пауль почитался Йибы-ойка («Старик-филин»), который считался жителями этой деревни своим предком, то есть тотемом. Тотемами у народов Обского севера были также стрекоза, трясогузка, филин.

Тотем не мог быть объектом охоты.

По поверьям манси — у мужчин — 5 или 7 душ, у женщин — 4 или 6. Из них две — важнейшие, одна реинкарнировалась в ребенка того же пола, другая уходила в царство Куль-Отыра.

По существу, «духи» являются персонификациями сил и явлений природы. Примечание: слова «ойка» и «эква» означают соответственно «старик» и «старуха, баба, женщина», «нэ» — «женщина, дева», «отыр» — «богатырь».

Среди персонажей выделялись как мужские, так и женские фигуры.

Антропологическая характеристика

Манси (как и ханты) характеризуются следующим комплексом признаков:

  • низкий рост (менее 160 см в среднем для мужчин),
  • общая грацильность (миниатюрность строения),
  • неширокая голова, мезо- или долихокефальная по форме и низкая по высоте,
  • прямые мягкие черные или русые волосы,
  • темные или смешанные глаза,
  • заметно варьирующий по группам процент монгольской складки века, прикрывающей слезный бугорок (эпикантус),
  • различное по форме лицо средней высоты, с заметной уплощенностью и скуластостью,
  • нос слабо или средневыступающий, в основном средний по ширине, преимущественно с прямой или вогнутой спинкой носа, с приподнятым кончиком и основанием,
  • ослабленный рост бороды,
  • относительно широкий рот,
  • небольшая толщина губ,
  • средневыступающий или убегающий подбородок.

Источник: http://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/nit/2012/polyanin/mans.html

Народ Ханты

– малочисленный народ северных регионов. Общая численность около 31 тысячи человек. Основная масса проживает в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах, примерно 90 процентов от всего населения. Оставшаяся часть расселена на территории Тюменской, Новосибирской и Томской областях.

История хантов

Сведения о происхождении хантийского народа ученые черпают из археологических находок, изучения фольклорных традиций и лингвистических особенностей национальных говоров. Большинство версий о формировании хантов сводятся к гипотезе о смешении двух культур: угорских племен с уральским неолитом.

Найденные остатки бытовых предметов(глиняная посуда, каменные орудия, украшения) указывают, что первоначально ханты проживали на склонах Уральских гор. В пещерах Пермского края археологи обнаружили древние капища.

Язык хантов относится к финно-угорской ветви, а, следовательно, народ имел родственные отношения с другими северными племенами. Близость культуры хантов и манси подтверждает сходства в национальных говорах, предметах и укладе жизни, в народном творчестве.

Более четырех веков назад предки хантов переселялись вдоль реки Обь в северном направлении. В тундре кочевники занимались животноводством, охотой, собирательством и сельским хозяйством (в южной стороне) Не обошлось и без конфликтов с соседскими племенами ненцов, татар.

Чтобы противостоять нападкам чужих племен, ханты объединялись в крупные союзы. Таким образованием руководил княэп, вождь, главный в племени.

После падения Сибирского ханства северные территории отошли Московскому государству. Здесь возводят по приказу государя северные остроги. Временные укрепления в Сибири в дальнейшем превратились в города. На чужие земли было отправлено много русских жителей, что привело к увеличению населения в целом.

Пришлые русичи описывали неизвестные племена, как страшные, варварские группы дикарей. Местные традиции и обряды сопровождались кровью, ритуальными песнопениями и шаманскими заклинаниями, что наводило страх на русских переселенцев. Экспансия русским населением вызвала смятение у коренных жителей.

В бескрайней тундре возводили они крепости и образовывали волости. Однако, для управления землями и населением выбирался знатный представитель из хантов. Коренное население, в том числе ханты, составляли лишь часть от общего количества жителей.

На сегодняшний день ханты (примерно 28 тысч человек) проживают в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах.

Природа – высшая ценность культуры хантов

Суровые условия тундры диктовали непростой уклад жизни: чтобы прокормиться и выжить, нужно было много трудиться. Мужчины отправлялись на охоту в надежде добыть пушного зверя.

Пойманные дикие животные годились не только в пищу, их ценных место можно было продать или обменять у торговцев. Река Обь снабжала хантов щедрым уловом пресноводной рыбы. Чтобы сохранить рыбу для еды ее солили, вялили, подсушивали.

Оленеводство – традиционное занятие коренных северных жителей. Неприхотливое животное прокармливало огромную семью. Оленьи шкуры активно использовались в быту и в сооружении чумов. На оленьей упряжке можно было перевозить грузы.

Неприхотливые в еды, ханты ели в основном мясо (олень, лось,медведь), причем даже в сыром виде. Из мяса могли сварить горячую похлебку. Растительной пищи было мало. В сезон грибов и ягод скудный рацион северян расширялся.

Философия единого духа с природой прослеживается в почитании родной земли. Никогда ханты не охотились на молодого зверя или беременную самку. Сети для рыбы были расчитаны только на крупных особей, а молодняк, по мнению местных рыболовов, должен был еще подрасти. Пойманный улов или охотничьи трофеи расходовались экономно.

В пищу шли все внутренности и субпродукты, поэтому отход был минимален. К дарам лесов и рек ханты относились с особым почтением, приписывали природе магическую силу. Чтобы задобрить лесных духов, ханты устраивали обряд пожертвования. Нередко свой первый улов или тушку пойманного зверя ханты отдавали мифическому божеству.

Возле деревянного идола под звуки магических песен оставляли пойманную добычу.

Традиции. Праздники и ритуалы

Интересен весенний праздник, связанный с прилетом серой вороны. Появление этой птицы означало начало рыболовного сезона. Если ворону замечали на макушке дерева, то это был знак «большой воды». Прилет вороны знаменует приход весны, начало нового сезона, а значит, и жизни для коренных жителей.

Чтобы задобрить птиц, для них ставят стол с лакомствами. Птицы очень радуются таким щедротам хантов!
Не меньших почестей удостаивается хозяин тайги – грозный медведь. После охоты на медведя, ханты, словно просят прощения у убитого животного.

Едят медвежатину поздним вечером или ночью, будто провожая душу животного в темное небо. .

Источник: https://goturist.ru/narod-xanty/

Сомниак
Добавить комментарий